«Наставничество: лучшие практики муниципалитетов и образовательных организаций Томской области»

18 мая 2017 года   ОГБУ «Региональным центром развития образования»  проводился круглый стол «Наставничество: лучшие практики», в котором в очно-дистанционном формате приняли участие учителя-наставники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием  — всего 120 человек из 12 муниципалитетов Томской области.

Для очного участия поделиться успешным опытом работы был приглашен и наш район.

Кадровое обеспечение  профессионально подготовленными работниками всех образовательных организаций   — одна из приоритетных задач муниципальной системы образования Верхнекетского района. Успех реализации этой задачи в значительной мере зависит от правильного выбора механизмов и технологий ее решения.

Муниципальная система сопровождения молодых педагогов была представлена заместителем начальника Управления образования Администрации Верхнекетского района А. А. Стародубцевой в докладе «Сопровождение молодых учителей в профессиональных конкурсах через организацию системы наставничества в системе образования Верхнекетского района».

На протяжении ряда  лет в муниципалитете ведется планомерная работа по привлечению и закреплению молодых специалистов в образовательные организации района, отмечается положительная динамика закрепления молодежи, в том числе на селе. Факт их закрепления, наверное, и свидетельствует о большой работе в этом направлении.

В докладе было  сказано о том, что как бы ни совершенствовался процесс обучения педагога в высшей школе, ее выпускника нельзя рассматривать как состоявшегося специалиста. Только в реальной практической деятельности происходит его становление, овладение педагогическим мастерством. Этот переход от процесса профессионального формирования учителя в стенах учебного заведения к его уверенной самостоятельной работе с полной ответственностью за обучение и воспитание детей, их развитие, связан с адаптацией к профессиональной деятельности. На всех уровнях образования в основе работы по адаптации и профессиональному становлению молодых учителей лежит диагностика профессиональных затруднений и изучение образовательных потребностей молодых учителей. Для становления учителя и формирования его педагогического творческого стиля решающее значение имеют именно первые годы работы.

В целях  привлечения молодых специалистов в Управлении образования предусмотрен комплекс мероприятий, включающий профессиональную и социальную поддержку молодых специалистов;  также профессиональная поддержка молодых учителей предусмотрена и на  уровне образовательных организаций: осуществляется наставничество, консультирование и другие формы  работы с молодыми специалистами. В целях создания условий для роста профессионального мастерства молодых педагогов, удовлетворения их социальных запросов и закрепления специалистов данной категории на местах Управлением образования организована работа   Клуба молодого учителя, в школах развито наставничество, в рамках занятий КМУ представляется опыт учителей-стажистов, победителей конкурсов профессионального мастерства.

Начальник отдела  управления человеческими ресурсами областного государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» Сарычева М.О. в своем выступлении отметила, что Верхнекетский район занимает лидирующую позицию среди всех районов области по привлечению и закреплению молодых специалистов – более двадцати процентов всех педагогов Верхнекетья – молодые учителя. Старший методист данного отдела Ольга Анатольевна Крупская в итоговом выступлении резюмировала, что презентация муниципального опыта организации наставничества показала системную работу по адаптации, профессиональному становлению и развитию молодых учителей, включающую как традиционные, так и инновационные формы, технологии и методы работы. В муниципальной системе образования Верхнекетского района ведётся планомерная работа по привлечению и закреплению молодых учителей в образовательные организации.

С целью привлечения молодых педагогов руководители образовательных организаций и Управление образования  ведут  целенаправленную работу с ВУЗами г. Томска (ТГПУ, ТГУ),  ТГПК.

В 2011 году прибыло 6 молодых специалистов, 5 педагогов закрепились.

В 2012 году прибыло 6 молодых специалистов,5 педагогов закрепились.

В 2013 году прибыло 7  молодых специалистов, 6 педагогов закрепились.

В 2014 году прибыло 8 молодых специалистов, 7 педагогов закрепились.

В 2015 году прибыло 5 молодых специалистов, все педагоги закрепились.

В 2016 году прибыло 14  молодых специалистов, все педагоги закрепились, работают до сегодняшнего дня.

В муниципальной системе образования организована работа «Клуба молодого учителя», которая рассчитана на 3 года. Каждый молодой педагог, вливающийся в систему образования Верхнекетского района, торжественно принимается в рамках августовской конференции в члены данного Клуба, получает соответствующее удостоверение.

Главная цель данного объединения — повышение престижа профессии учителя и создание условий для  самореализации, самоактуализации и личностного развития молодых педагогов. Формы работы применяются различные: анкетирования, заседания, деловые игры, мастер-классы, семинары, практические занятия, сопровождение участия в конкурсах, посещение уроков молодых коллег и опытных наставников, выездные заседания Клуба молодого учителя в школах района,  встречи с психологами, опытными учителями, победителями и участниками профессиональных конкурсов. Эта работа направлена на достижение серьезных результатов: психолого-социальную адаптацию  молодых учителей,  успешность вхождения  в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива, результативность психологического контакта с учениками и их родителями.

Ежегодно самые активные молодые педагоги, проработавшие в образовательной организации не более трех лет, вместе со своими наставниками становятся участниками региональной программы «Три горизонта», целью которой является обеспечение эффективной профессиональной адаптации молодых учителей, организация поддержки в развитии профессиональных навыков молодых учителей, знакомство молодых учителей с инновационным педагогическим сообществом, оценка потенциала и планирование дальнейшего профессионального и карьерного развития молодых учителей, эффективное использование опыта лучших и потомственных учителей Томской области и развитие практики наставничества. Выпускники данной программы делятся приобретенным опытом в рамках секции молодых педагогов на ежегодной августовской конференции педагогических работников муниципального образования «Верхнекетский район» и на заседаниях Клуба молодого учителя.

Впервые  в 2015/2016 учебном году стартовал конкурс для молодых и активных учителей «Педагогический дебют», в котором приняли участие педагоги из четырех школ муниципалитета.  В рамках первого конкурсного испытания участницы представили творческие презентации, где поведали зрителям и жюри о своём пути в педагогику, раскрыли свою педагогическую философию, продемонстрировали   творческую индивидуальность и артистизм. Профессиональные качества молодых конкурсанток жюри в полной мере смогло оценить на открытых занятиях. Уроки, представленные на конкурс, отвечали всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,   на занятиях были использованы современные методики и технологии преподавания, прослеживались междисциплинарные связи.  На конкурс «Публичная лекция» участницы готовили сообщения на одну из предложенных тем: «Легко ли быть молодым педагогом?», «Я – учитель третьего тысячелетия»», «Какой он – «идеальный педагог?». Были освещены вопросы собственной социально-профессиональной адаптации, мировоззренческая позиция конкурсантов.

По решению жюри абсолютным победителем конкурса стала Авдеева Анастасия Валерьевна, учитель географии МБОУ «Катайгинская СОШ». Второе место присуждено Унжаковой Анне Зигмундтовне, учителю английского языка МБОУ «Белоярская СОШ №1», третье место в конкурсе заняла Филимонова Юлия Леонидовна, учитель математики МБОУ «Сайгинская СОШ».

В 2016 году на базе МБОУ «Белоярская СОШ № 1» проведен новый межмуниципальный конкурс для молодых педагогов и их наставников «Педагогический союз», участниками которого стали представители 10 школ трех муниципалитетов: Верхнекетского, Первомайского и Колпашевского районов. Идея проекта:

Победителями данного конкурса стали молодой педагог Клюквинской школы Ленев А.Н, и его наставник – Чумаченко Т.А.

Более 20 молодых педагогов приняли участие в работе региональной молодежной программы «Команда эффективных решений», которая разработана для  вовлечения молодёжи в разработку и реализацию соци­альных проектов, направленных на решение социально-экономиче­ских проблем в Томской области. В 2016 году 2 молодых педагога приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2016»: Большанина  (Стельмах) Е.А. и  Бурачкова И. С, учителя математики. По итогам конкурса победителем муниципального этапа была признана Ирина Сергеевна, она приняла участие в региональном этапе конкурса, который состоялся в г. Томске. В 2015 году Ирина Сергеевна приняла участие в районном конкурсе классных руководителей «За руку с детством», заняв второе место.

Бурачкова И.С. также стала призёром  региональной олимпиады для учителей в области математического образования, и вот – вновь очередная заслуженная победа – Ирина Сергеевна вошла в число участников очного тура  регионального конкурса «Электронное портфолио молодого учителя», успешно преодолев заочный этап.

Хочется отметить, что молодые учителя Верхнекетского района, благодаря их инициативности, творческому подходу к работе,  известны не только в своем районе, но и за его пределами. Так, социальный проект молодого педагога Катайгинской СОШ Анастасии Валерьевны Авдеевой «Культурный экспресс»,  занял первое место в региональном молодежном форуме «Томский коллайдер» и успешно был реализован в течение прошедшего учебного года. Многие ребята из Катайгинской школы впервые смогли побывать в музеях нашего старинного областного центра.

Этим же педагогом была подана заявка на участие в конкурсном отборе проектов по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку развития социального туризма в рамках реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма в Томской области», получены средства и ребята из этой школы в рамках проекта «История и культура Сибири» совершили выездные экскурсии в г. Томск, направленные на духовно-нравственное, культурное и патриотическое воспитание школьников.

Молодые учителя — активные участники всех образовательных событий муниципалитета и области. И не только… четверо молодых математиков Верхнекетья приняли участие в стажировке в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) по теме «Преподавание геометрии в профильных 8-9 классах. Начальная подготовка к участию в олимпиаде по математике» и успешно поделились данной информацией на районном методическом объединении математиков с привлечением в дистанционном режиме математиков гимназии № 3 города Зеленодольска (республика Татарстан), с которыми у муниципалитета завязались хорошие профессиональные отношения после стажировки там руководителей ОО муниципалитета. В докладе директора  Клюквинской школы Т.И. Чумаченко была представлена система работы с молодыми специалистами в данной образовательной организации. Татьяна Ивановна рассказала о том, что сегодня вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов и особенно удержать их в профессии. Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны, главным образом,  со слабой методической подготовкой. Имея огромный запас теоретических знаний, полученных в университете,  молодой учитель зачастую не знает, как их применять на практике:  он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта.   Одной из важнейших задач школьной администрации и всего педагогического коллектива школы является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-­воспитательной среде. Решить эту проблему помогает создание единой системы работы.

Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс. Цель данной работы — оказание методической помощи молодым учителям с целью овладения навыками педагогической деятельности, формирования определенной педагогической системы работы. Работу по привлечению молодых специалистов начинается со школы, когда в 9-11 классах проводится работа по выявлению обучающихся, склонных и мотивированных к педагогической деятельности.  Среди учащихся Клюквинской школы профессия педагога становится популярной. Выпускники  школы поступают в ТГПУ, а окончив вуз, возвращаются работать в родную школу. Так, в 2013 году выпускница школы Соловьёва (Бурачкова И.С.), окончив ТГПУ, вернулась в школу учителем математики. В 2014 г. Ленёв А.Н., выпускник ТГПУ, учителем истории, а в 2015 году  серебряная медалистка Селюнина Н.В., окончив ТГУ, принята в школу учителем математики.

В 2016 году свой педагогический путь в стенах нашей школы начали педагог-психолог – Игнатова А. Т. и учитель начальных классов — Галкина А.С. 19% педагогов школы – это молодые учителя, стаж работы которых от 0 до 3 лет. Именно поэтому работа в данном направлении для нас является актуальной.

Система МБОУ «Клюквинская СОШИ» включает следующие направления:

  1. Привлечение молодых специалистов
  2. Работа педагогов-наставников.
  3. Работа «Школы молодого учителя»

Работа с молодыми специалистами делится на три этапа:

I этап – 1-й год работы — адаптационный самый сложный период, как для молодого педагога, так и для наставника и помогающих ему коллег.

II этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с учащимися, формирования своего стиля в работе, завоевание авторитета среди учащихся, родителей, коллег.

III этап – 4-5 год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу инновационные технологии, происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

В МБОУ «Клюквинская СОШИ» уже много лет существует «Школа молодого учителя», в рамках которой организована работа с  молодыми учителями. Развита система наставничества. Мы стараемся закрепить за молодым специалистом наставников – не только учителей — предметников, но и классных руководителей. Одной из важнейших задач является адаптация молодого учителя в уже сложившемся педагогическом коллективе. Важно, что бы молодой специалист почувствовал себя его неотъемлемой частью. Эта задача решается через совместное участие молодых специалистов и опытных педагогов в общешкольных и районных мероприятиях

Вся выстроенная системная работа в муниципальной системе образования позволяет молодым специалистам правильно сориентироваться в инновационной деятельности муниципалитета, принимать участие в тех направлениях деятельности, которые вызывают больший интерес.

А.А. Стародубцева,
заместитель начальника Управления образования Администрации Верхнекетского района

Обсуждение закрыто.